ՀԱՅԵՐ!!!

Apr 11, 2011

Армянские мифологические существа и духи

Даханавар, также Дашнавар (Դախանավար) – в древнеармянcкой мифологии вампир, который проживает в горах Ултиш Альто-тэм. Он прославился тем, что никогда не убивал жителей, которые жили на его землях.
Даханавар, по легенде, владел 366 долинами и никогда не пускал к себе чужаков. Обладая нечеловеческой мощью, он долгие годы защищал людей, не давая врагам пройти горное ущелье Ултиш Альто-тэм и захватить Армению: когда кто-то вторгался на его земли, он нападал на них в ночное время, убивал их, выпивая кровь из стопы ноги.
В истории, написанной в 1854 году бароном Августом фон Акстаусеном, рассказывается о двух путешественниках, которые попали во владения Даханавара. Эти путешественники знали, что Даханавар пил кровь чужезмцев только в ночное время, и поэтому они заснули ногами подложенными под головы друг друга. Озадаченный этим странным существом с двумя головами и без ног, Даханавар покинул эти земли, и о нём никогда больше не слышали.
Аралезы (Арлезы)— в армянской мифологии духи, выглядящие как собаки. Они спускаются с неба чтобы зализать раны убитых в сражении и воскресить их. Так аралезы воскресили Ара прекрасного, убитого Семирамидой. Языческие армяне верили в существование духов-аралезов, содействовавших воскресению павших в бою. Эти духи, по выражению Фавста, сходили и лизали раны убитого на поле сражения, возвращая ему жизнь. Этимология слова «аралез», как пишет Езник, вполне определяет роль этих духов. Оно состоит из «иар» — беспрестанно и «лез-ум» — лизать.
Азаран Бмбул (Hazaran Bmbul)- в армянских мифах чудесная птица.
От ее пения расцветают засохшие сады, горы и долины покрываются растительностью.
Арэваманук («солнечный юноша») – в армянской мифологии охотник, наказанный солнцем. Разгневанный неудачной трёхдневной охотой, А. решил убить солнце, чтобы оно упало с неба и весь мир покрылся тьмой. Когда Ареванманук натянул тетиву своего лука, чтобы выстрелить в восходящее солнце, оно дало ему пощёчину, огненной рукой схватило его за волосы и бросило в пустыню. Ареваманук был мёртв днём и оживал только ночью. Мать отправилась к матери солнца с мольбой спасти её сына, и та разрешила ей набрать воды из водоёма, где купалось солнце после своего дневного путешествия, и этой водой обрызгать сына для его полного оживления. По другому мифу, А. попросил солнце задержать свой заход, чтобы его мать закончила вязать для него носки. Солнце исполнило желание юноши. Но, когда мать солнца узнала причину его опоздания, она прокляла Ареваманука : он стал умирать днём и оживать ночью, а его мать не может закончить вязку носков.
Чарки – в армянской мифологии общее наименование злых духов. Согласно поверьям, существовало большое число разновидностей Чарков: швот (дух зимы), айсы (духи сильного ветра) и шидарк, сводящие человека с ума ударом, и др. Термин «чарк» употребляется и как определение одной из категорий злых духов: антропозооморфных существ с вывороченными (пятками вперёд) ступнями, напоминающими козлиные. Часто Чарки отождествляют с каджами.
Джраарс ( «Ջրահառս», «Jrahars» — буквально — «водяная невеста») — в армянских сказках и легендах — русалка, дух воды.
Гишерамайрер (Gisheramayrer) — в переводе «Матери ночи».
В армянской мифологии персонификации ночной тьмы, злые ведьмы, со дня создания мира со змеями в руках преследующие солнце. Вечером Г. поднимаются из-под гор вверх на землю, чтобы поймать солнце, но оно уже заходит. Тогда они все начинают дуть, и мир покрывается тьмой. Г. группами ищут солнце в лесу, в горах, деревнях. Не найдя его, через разрушенные мельницы и высохшие родники они спускаются под землю и продолжают поиски там. Едва они спускаются вниз, как на востоке поднимается солнце. Если бы Г. удалось увидеть солнце, погибли бы все люди, а земля покрылась бы змеями (тьмой).
Амбару (Hambaru) — Дух амбаров и хлевов. Требуют к себе доброго отношения, в противном случае мстят хозяевам строений.
Пай (Pay) — Дух-хранитель, домовой, леший. В зависимости от отношения к нему, может быть добрым или вредным. Различались разный виды пайев в зависимости от названия:
Тнапай — дух, домовой (от слова «тун» — «дом»).
Антарапай — леший (от слова «антар» — «лес»), подобный греческому пану (он также подобен дикому козлу)
Мардапай — дух-хранитель, исходя из названия (от слова «мард» — «человек» и «пай» — хранить)
Пайапис — возможно, от слова «пис» — «плохой, злой». Буквально можно перевести как злой дух
Пери (Pheri) — Прекрасная фея. Пери всегда отличается особой красотой, что в некоторых случаях может оказаться губительным для человека.
Грох (Grogh) («пишущий», «записывающий») — В армянских мифах дух смерти, персонификация, ипостась духа смерти Огеара. Грох на лбу человека при его рождении записывает его судьбу (определяет которую Бахт); на протяжении жизни человека Грох отмечает в своей книге его грехи и благие поступки, которые должны быть сообщены на божьем суде.
Иногда Гроха отождествляли с цаверами — духами болезни.
Жук у Жаманак (Juk u Jamanak) («время») — Персонификация времени. Жук у Жаманак — седовласый старик, сидит на вершине высокой горы (на небе). Держит в руках два клубка — белый и черный. Он спускает по одной стороне горы один клубок, при этом его разматывая, второй клубок он сматывает, поднимая его по другой стороне горы. Когда белый клубок (символизирующий день, дневное небо), разматываясь, доходит до низу, — светлеет и восходит солнце. Когда Жук у Жаманак сматывает белый клубок, а черный (символ ночи, ночного неба), разматывая, спускает вниз, — темнеет и заходит солнце.
Нэанг (Nhang) был обитающим в реках змееподобным монстром со способностями к изменению формы тела. Его обычно связывают с традиционными армянскими драконами(вишап). Существо могло заманить мужчину, приняв облик женщины или превратиться в тюленя и затащить человека в воду, чтобы утопить и выпить его кровь. Слово Нэанг использовалось в древней армянской литературе для всех водных (морских и речных) монстров.
Мардагайл (Մարդագայլ — «человек-волк») — человек-оборотень (обычно женщина), обладающий способностью превращаться в волка. Считалось, что бог, желая наказать какую-нибудь женщину, заставляет её отведать предназначенную мардагайлу пищу (которая сыплется с неба, подобно граду). После этого с неба на неё падает волчья шкура и женщина становится мардагайлом, бродит ночью вместе с волками, пожирает трупы, похищает детей и раздирает их. Днём мардагайл снимает с себя шкуру, прячет её подальше и принимает женский облик. По прошествии семи лет волчья шкура возвращается в небо, и мардагайл снова становится обычной женщиной. С мардагайлом связывалось происхождение Млечного пути: когда Мардагайл пыталась сожрать пришедшего к ней гостя, он ударил её кинжалом в грудь, и молоко из груди разбрызгалось по небу.
Внешне, скорее всего, напоминает европейского оборотня, вервольфа или волколака. Тело покрыто волчьими волосами, сохраняются черты человека. Антропозооморфное существо. т.е есть черты как человека, так и зверя, в данном случае волка.
Алы, Алк (Alq — мн., Al — ед.) алк — в мифах армян злые духи, вредящие роженицам и новорождённым. Согласно народной традиции, Алы имеют антропозооморфный облик; они мохнаты, с огненными глазами, медными когтями, железными зубами, бывают мужского и женского пола; живут в горах, песчаниках, часто – в углах домов или в хлевах, а их царь – в глубоком ущелье. Алы душат рожениц, поедауют их мясо, особенно печень; причиняют вред ребенку еще в утробе матери; похищают новорожденных и уносят их к своему царю. В христианизированном мифе бог создал алов женского пола в качестве подруги для Адама, но Адам, будучи существом во плоти, не полюбил Ала, которая была огненной, и тогда бог создал Еву; с этих пор Алы враждебны и женщинам и их потомству.
Дэв — ( авест.:daēuua, daāua, daēva) — в армянской мифологии злой дух.
Мифологический образ дэвов распространён в фольклоре народов Кавказа, Малой и Средней Азии, Западной Сибири и др. — злые духи, главным образом великан антропоморфного или зооморфного вида. Большого роста, сильны, глупы, изображаются с небольшими рожками. В сказках описываются случаи похищения ими женщин с целью сожительства. В индийской мифологии дэвы, напротив — боги или полубоги (Ср.: Դեվ, , санскр. देव — «сияющий», ср. латыш. Dievs — Бог), что во многом объясняется распадом индо-иранской общности. Сергей Александрович Токарев пишет:
Ниже их множество духов, или ангелов — язатов… Им всем противостоит такое же количество духов тьмы — дэвов…Такой резкий дуализм светлого и тёмного начал, составляющий основную мысль Авесты и всего маздаизма, представляет собой явление, для древних религий весьма необычное…Наиболее правдоподобно, даже бесспорно, то, что в дуализме Авесты отразились прежде всего антогонизм и вражда между оседлыми земледельческими племенами и кочевниками-скотоводами… Рознь эта и приняла форму борьбы между поклонниками агуров ( иранцы) и почитателями дэвов ( индийцы).
Пиатэк ( Փիաթեկ) — существо в древнеармянской мифологии, известное с очень древних времен.
Это животное имело очень большой клюв и странные волосы, которые вставали дыбом. Похоже на бескрылого грифона. Упомянуто лишь в одной армянской табличке. Это животное могло быть одним из существ на мифологическом острове Томикланд, однако, это скорее всего выдумка.
Арагил (Aragil) («аист») — Защитник полей. Согласно некоторым мифам, в стране своего обитания Арагил — люди, земледельцы; они надевают перья перед перелетом в Армению; улетая из нее, приносят в жертву богу одного из своих птенцов.
Аждаак ( Աժդահակ) — в армянской мифологии человековишап (человекодракон).
Аждааки-вишапы, живут в высоких горах, в больших озёрах, на небе, в облаках. Поднимаясь на небо или спускаясь вниз, особенно на озера, производят грохот, сметают все на своём пути. Движение аждааков под землёй вызывает землетрясения. Доживший до тысячи лет вишап может поглотить весь мир.
В древнеармянском эпосе Аждаак был царем маров (мидийцев), которого побеждает армянский царь Тигран Великий.
Согласно Мовсесу Хоренаци, он записал устные народные сказания и рассказы языческого жреца. Аждахак — иранский Ажи-Дахака, буквально «Дракон Дахака»
На персидском языке Аждаак означает — огромный, могущественный, крупный.
Доживший до тысячи лет вишап может поглотить весь мир. Часто во время грозы постаревшие вишапы с высоких гор или озер подымаются на небо, а небесные вишапы спускаются на землю.
Соответствует иранскому Ажи-Дахака. В древнем «грозовом» мифе, вишап грозы похищает сестру или жену бога грозы и держит ее у себя; эти роли в эпосе «Випасанк» играют Аждаак, Тигран и Тигрануи.
Аждаак – царь маров (мидян; согласно народной этимологии, мар – «змея, вишап»); выступает противником армянского царя Тиграна. Опасаясь Тиграна, покорившего многие народы, Аждаак замышляет убить его. Добившись руки Тигрануи – сестры Тиграна, Аждаак расчитывает использовать ее для его умервщления. Однако Тигрануи тайно дает знать брату о готовящемся против него заговоре. Тигран, узнав о коварстве Аждаака, идет на него войной, высвобождает сестру, убивает Аждаака в бою, берет в плен первую жену Аждаака Ануйш (мать вишапов) и множество маров, которых переселяет в Армению, к востоку от Масиса.
Сказание, отражающее исторические события (завоевание Тиграном II столицы Великой Мидии Экбатаны; брак царя Малой Мидии, союзника армян, с дочерью Тиграна), включает и чисто мифологический материал.
Айоц лернер (Hayoc lerner) («армянские горы») В армянских мифах персонифицированные горы.
Айоц лернер некогда были людьми, братьями-исполинами. Ранним утром, после пробуждения, они затягивали свои пояса и приветствовали друг друга. Постарев, они перестали рано вставать и, здороваясь, не затягивали ремни.
За нарушение старого обычая бог наказал братьев, превратив их в горы, их пояса – в зеленые долины, их слезы – в родники.
Эскá (мн.ч: арм. — «Հսկաներ»,анг. — «Hskaner»; ед.ч: арм. — «Հսկա»,анг. — «Hska»)- в армянской мифологии великаны, исполины или гиганты.
Бахт (Բախտ — «судьба», «рок») — дух в армянской мифологии. Бахт определяет судьбу человека при рождении (которую записывает Грох)
Бахт представляется иногда в облике седобородого старца, сидящего или на небе, или на высокой горе, определяя судьбу каждого человека. Его предначертания фиксируются Грохом в особых книгах или на лбах людей. В народных поверьях Бахта называют также духом счастья, которое он посылает человеку или отдельной семье. Он выступает в облике юноши или старца. У кого живёт Бахт, тому сопутствует фортуна, а кого Бахт покидает, того преследует наваждение и невезение. Бахт нередко появлялся в белой одежде в домах, в хлевах или на пастбищах, где сторожил скот. Он уходит из дома, в котором его оскорбили. Чтобы вернуть обратно или пригласить Бахт, в конце года или в начале нового года совершают особые церемонии: девушки садятся на кочерги и скачут на них, старухи выходят из дома с посохами, стучат по земле и особыми заклинаниями просят Бахт вернуться в их дом. Иногда Бахт отождествляется с духами предков.
Горнапштикнер, горнадапнер, хортылакнер, согласно армянским поверьям, духи умерших иноверцев, самоубийц, злодеев. Выступают в антропоморфном и зооморфном облике (кошка, собака, волк, медведь, осёл и др.), стоят у дорог (особенно около кладбищ), пугают прохожих, прыгают на их спины, на их лошадей, на арбы. Г. по ночам бродят вокруг домов, а к рассвету возвращаются в свои могилы.
Ачуч-Пачуч (Achoych-Pachoych), Ачоч-Мачоч — в мифах древних армян — карлики, проживающие на краю света; последняя человеческая раса перед концом мира. Согласно поверьям, люди постепенно уменьшаются, достигая в конце концов размера, позволяющего им пройти через игольное ушко.
Кахард(«Կախառդ», -«Kakhard» — ед. ч), Кахарды («Կախառդներ», «Kakhardner» — мн.ч) — в армянской мифологии — ведьма.
Вишап (Vishap) — Крылатый дракон, с огненной пастью. В армянских мифах, драконы, хтонические существа (в древней Армении изображались в виде огромной рыбы). Первоначально вишапы являлись божествами или духами воды и, вероятно, были связаны с куро-аракской археологической культурой. Народы, населяющие Армянское нагорье во II тысячелетии до н. э. или ранее, вытёсывали изображения вишапов из камня и устанавливали их у подземных источников воды. С течением времени мифологический образ вишапов претерпел изменения и в мифологиях разных народов стал ассоциироваться со злыми духами, драконами и т. п., зачастую сохраняя первоначальную связь с водой. Статуи вишапов достигали пяти метров в высоту и, как правило, имели форму рыб, реже — форму растянутой на кольях шкуры быка.
Считалось, будто он растет всю жизнь и через тысячу лет может стать таким огромным, что пожрет весь мир.
В древней Армении о вишапах знали многие и много; был даже город Вишап у озера Ван, существовал монастырь, носивший имя Вишап-адзор (Вишапово ущелье). Ни город, ни монастырь не сохранились.

No comments: